Image
   
                              Контакты
       Контакты

3 марта 2022 года в Академии состоялся круглый стол на тему: «Местное самоуправление в единой системе публичной власти».

Модератором круглого стола был заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан Рысаев Ильшат Шавалиевич.

Данное мероприятие организовано с целью обсуждения новаций федерального законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», предложенного сенатором Российской Федерации А. Клишасом и депутатом Государственной Думы Российской Федерации П. Крашенинниковым. Данный законопроект прошёл в Государственной думе 25 января 2022 года первое чтение. Второе чтение планируется провести в июне этого года. Срок представления поправок в законопроект установлен до 20 мая.

                                                   

В работе круглого стола приняли участие представители органов государственной и муниципальной власти Республики Башкортостан, Республики Коми, а также преподаватели Коми Республиканской академии государственной службы и управления, Курской академии государственной и муниципальной службы, Башкирской академии государственной службы и управления при Главе РБ, Башкирского государственного университета - ведущие эксперты в области местного самоуправления, магистранты и бакалавры.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратился ректор Академии Абдрахманов Данияр Мавлиярович. Он в своём выступлении подчеркнул важность обсуждаемой темы круглого стола в контексте предстоящей реформы системы местного самоуправления в России. В частности, он отметил, что «обсуждаемый законопроект подготовлен в развитие положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления. Принцип единства системы публичной власти предполагает согласованное действие различных уровней публичной власти как единого целого во благо граждан». 

В своём выступлении Председатель Комитета по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского общества и средствам массовой информации Государственного Собрания – Курултай Республики Башкортостан Хусаинов Салават Сахиевич отметил, что вопросы, которые обсуждаются сегодня, имеют важное значение для современного и будущего развития Российской Федерации.

Исполняющий обязанности ректора, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Коми республиканской академии государственной службы и управления, Ткачёв Сергей Алексеевич отметил, что в России сложились свои особенности, традиции и практики в сфере местного самоуправления. С учётом этого, предполагаемые  трансформации в системе местного самоуправления могут на долгие годы определить динамику развития местной власти.

Ведущий научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, доктор исторических наук Азаматова Гульназ Булатовна отметила, что чередование курсов на расширение и сворачивание самоуправляемости территорий, тенденция к «огосударствлению» муниципальной власти –характерная черта российского исторического процесса в разные его периоды. Если сто лет назад важным направлением развития местного самоуправления выступала финансовая независимость, которая позволила создать участковую систему обслуживания населения в России, то на современном этапе наблюдаются другие процессы, обусловленные совершенствованием их управляемости, в том числе с учётом  демографической ситуации.

                                                         

Доцент кафедры правовых дисциплин Коми республиканской академии государственной службы и управления, кандидат юридических наук, доцент            Попова Виктория Валерьевна, в своём выступлении обратила внимание на особенности территориальной организации органов местного самоуправления, отметив при этом её преимущества и недостатки.

Глава муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан Ямалеев Реканс Фанилевич поделился своим опытом работы в качестве руководителя муниципального района и ожиданиями от нового законопроекта. Он отметил, что в целом мы на местах одобряем появление этого закона и думаем, что он даст новый импульс в развитии местного самоуправления. Новый законопроект во многом приводит в соответствие «де-факто» и «де-юре».

Доцент кафедры государственного и муниципального управления Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, кандидат философских наук Халиков Марат Ильич  отметил, что законопроект предполагает переход от элементов     англо-саксонской модели местного самоуправления к континентальной модели, которая исторически и ментально ближе для российского общества. В качестве основных преимуществ реализации законопроекта он выделил следующие:      

 -  рост определённости и управляемости отношений как внутри местного сообщества, так и во взаимодействии органов местного самоуправления с государственными органами;

- концентрация финансовых, кадровых, административных и иных ресурсов муниципальных образований; при этом сельское (поселенческое) звено по существу будет сохраняться в форме территориальных отделов муниципальных образований;

-  гибкость в распределении полномочий между органами местного самоуправления и государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом он отметил, что есть и определённые риски при реализации законопроекта в таком формате в связи с недостаточной чёткостью  определённых его положений. В современных условиях это правильное стратегическое решение. Тем более, что есть уже определенный опыт в ряде регионов, который, надеюсь, будет учтён как в рамках принятия закона, так и в ходе его реализации.

Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, Рысаев Ильшат Шавалиевич отметил, что «в новом законопроекте достаточно много инноваций. В реализуемый в настоящее время Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации» было внесено более 180 изменений. Однако, его потенциал так и не раскрылся в полной мере. Самый принципиальный вопрос в новом законопроекте – вопрос о переходе с двухуровневой системы организации местного самоуправления на одноуровневую, а также отказ от территориального поселенческого принципа формирования муниципалитетов. Думается, что предлагаемый подход «привязки» муниципалитетов к населению позволит повысить эффективность органов местного самоуправления и преодолеть высокую дотационность сельских поселений и практику передачи своих полномочий на районный уровень на основе соглашений (в отдельных случаях вплоть до 100%). Для обсуждения всех новелл законопроекта, думаю, придётся провести не один круглый стол».

                                                         

В обсуждении проблем круглого стола в режиме дискуссии выступили:

Болобонов Юрий Викторович - руководитель Исполнительной дирекции Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Коми», Идрисов Зуфар Явдатович - советник Председателя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан по взаимодействию с муниципальными образованиями, Лаврентьев Сергей Николаевич - доцент кафедры политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, кандидат исторических наук и другие.

Выражаем признательность и благодарность всем участникам круглого стола.

При этом хочется отдельно поблагодарить представителей Коми Республиканской академии государственной службы и управления – участников круглого стола и, особенно, исполняющего обязанности ректора, заведующего кафедрой государственного и муниципального управления Ткачева Сергея Алексеевича за активное участие и интересное выступление.

 Выражаем надежду, что наше творческое сотрудничество будет продолжено и в дальнейшем.

В завершении круглого стола участники сошлись во мнении, что практика местного самоуправления в России имеет в каждом регионе свою специфику, в связи с чем при принятии нового законопроекта необходимо учесть предложения регионов.