Добро пожаловать! Сегодня    Версия для слабовидящих

БАГСУ

БАГСУ   ГБОУ ВО «Башкирская академия
государственной службы и управления
при Главе Республики Башкортостан»

Отходы утилизируют по новому

На смену свалкам придёт переработка мусора.

30 марта в Башкирской академии государственной службы и управления при главе Республики Башкирии (БАГСУ) прошел тематический научно-практический семинар для руководителей и сотрудников администраций муниципальных образований на тему: «Актуальные вопросы правового регулирования обращения с отходами производства и потребления: последние изменения в законодательстве». Организатор семинара - научно-исследовательский и информационный центр БАГСУ. Специалисты Минприродопользования и экологии республики, управления Росприроднадзора по Башкирии, преподаватели уфимских вузов, представители партии «Зелёные» рассказали о тех экологических угрозах, которые представляют сегодня собой свалки, мусоросжигающие заводы. Поделились информацией о том, как в муниципальных образованиях регулировать обращения с отходами производства и перерабатывать их в соответствии с последними изменениями в законодательстве.

Революционный закон

- Тема регулирования обращения с отходами производства и потребления является самой актуальной не только для нашей республики, но и для Российской Федерации в целом, - пояснила замминистра экологии Башкирии Наталья Логунова. - В 2016 году в стране началось революционное реформирование сферы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Для перехода на новую систему Министерство природопользования и экологии РБ провело колоссальную работу. Нами разработано порядка 20 нормативных правовых актов, включая Территориальную схему обращения с отходами, которую мы согласовали со всеми администрациями городских округов и муниципальных районов. Мы провели конкурсные процедуры по выбору региональных операторов.

До 1 мая должны заключить с региональными операторами соответствующие соглашения. Далее начнется совместная с региональным оператором работа, в которую будут подключаться также органы местного самоуправления.

Относительно полномочий и деятельности этой области органов местного самоуправления. 31 декабря 2017 года вышел новый федеральный закон за № 503-ФЗ, которым четко обозначены полномочия местной власти – это вопросы, касающиеся организаций контейнерных площадок, а также самые на сегодня насущные вопросы – экологическое воспитание и формирование культуры у населения в сфере обращения с ТКО. В этом мы видим Вашу поддержку. С населением надо работать в плотную, проводить разъяснительную работу любыми доступными средствами. Ведь не зря федеральная власть определила эти полномочия за местной властью. Именно органы местного самоуправления являются самой близкой к народу властью.

По признанию зампредседателя комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Госсобрания Башкирии Руфины Шагаповой в стране принят революционный закон. По её словам закон был принят несколько лет назад, но до сих пор вокруг него идут бурные дискуссии.

- Нормотворческая работа продолжалась на всех уровнях, - сказала парламентарий. - Думаю, мы стоим на первом этапе его реализации. Сегодня надо понять, как станут работать принятые постановления в субъектах. Здесь очень важно взаимодействие с муниципалитетами . Сидеть и ждать кого-то не стоит, надо начинать. Закон принят, мы его можем только совершенствовать, а не критиковать.

Начальник юридического отдела Минэкологии региона Наталья Маликова рассказала, что федеральный закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), который предусмотрено завершить в срок до 1 января 2019 года. В Башкирии в настоящее время проводятся конкурсы по определению региональных операторов на пяти зонах, на столько разделён регион. Заключение соглашений запланировано не позднее 1 мая 2018 года. До 1 июля 2018 года будет сформирован единый тариф на обращение с ТКО. А с 1 января следующего года собственники ТКО начнут оплачивать эту коммунальную услугу на основании договоров с регоператорами.

Муниципалитеты с 2019 года будут ответственны за создание и содержание мест ТКО, введение их в реестре, а также за организацию экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Собирать отходы можно раздельно. Но, как призналась Наталья Маликова проведенный в 2013 году в эксперимент в городах Уфа и Стерлитамак показал неготовность населения к раздельному сбору мусора.

- Мы должны подготовиться к раздельному сбору твёрдо-коммунальных отходов, - сказала она. – Прошу активизировать эту работу.

Из выступления замруководителя Управления Росприроднадзора по республике Ольги Янчук следовало, что раздельный сбор отходов предусмотрен федеральным законодательством. Есть распоряжение российского правительства, согласно которому с 1 января 2018 года запрещено захоронение 67 видов отходов. Это лом и отходы чёрных металлов и чугуна. С 1 января 2019 запретят закапывать ещё 109 наименований отходов, с 1 января 2012 года – 182.

- Запрет захоронения отходов содержащих полезные компоненты можно реализовать только путём организации раздельного сбора отходов в местах их образования, либо при обязательной сортировке, - сказала она.

- Сортировка – основа переработки отходов, добавил научный сотрудник института химии УНЦ РАН Виктор Шумаев. - Это самый экологический вариант обращения с отходами, при котором не увеличивается их объём.

- Жители республики, которые займутся сортировкой мусора у себя дома и установят для этого несколько контейнеров, будут серьезно выигрывать в тарифах, - отметила Наталья Логунова. - Суммы тарифов пока не определены. Региональные операторы должны будут направить свои предложения к нам до 1 июля. В каждой из пяти зон будут установлены свои единые тарифы. За счет этого в отдаленных и небольших населенных пунктах завышенных тарифов не будет.

Есть с чем работать

Представитель партии «Зеленые» членом регионального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) Мурад Шафиков охарактеризовал ситуацию с отходами в Башкирии как плачевную.

В прошлом году в рамках проекта ОНФ «Генеральная уборка» в регионе выявлена 291 несанкционированная свалка, 156 из них ликвидировано. По официальным данным регионального министерства экологии на начало 2017 года на территории республики зафиксировано 2768 свалок , так называемых мест складирования отходов на сельских территориях. По данным Россельхознадзора по РБ почти 1000 из них находится на землях сельхозназначения. 70 % сел республики, на начало года, не были охвачены операторами по обращению с отходами.

Наибольшее количество свалок фиксируется в так называемой Уфимской агломерации.

- Причины объективны, так как это самый густонаселенная территория республики, - пояснил общественник. - По данным регионального отделения Русского географического общества, вокруг Уфы как минимум находиться 400 свалок. На 90% это строительный мусор. Газеты пестрят объявлениями об услугах по вывозу строительных отходов, которые в итоге не попадают на лицензированные полигоны, а оказываются на так называемых «серых» полигонах. Мы уже неоднократно освещали тему Дмитриевской свалки. В 2017 году выявили, что полигон в селе Иглино также функционирует без разрешительной документации. Строительные отходы на наш взгляд тоже выпали из поля зрения властей.

Он предложил создать межведомственную структуру по решению проблем обращения с отходами, муниципальным и региональным властям привлекать заготовителей вторичного сырья при переоборудовании контейнерных площадок с целью установки и обслуживания контейнеров для вторсырья. Кроме того, по мнению фронтовика необходимо субсидирование со стороны республики части расходов по вывозу отходов для малообеспеченных граждан, предусмотреть скидки для многодетных семей.

- Во исполнение поручения Президента РФ с целью введения раздельного сбора отходов надо предусмотреть налоговые льготы и каникулы для граждан при реализации вторичного сырья, - добавил он.

Преподаватель Башкирского института социальных технологий (БИСТ) Екатерина Гарифуллина отметила ряд пробелов в федеральном законодательстве, в порядкае возмещения вреда, причиненного окружающей среде и имуществу граждан в результате экологического правонарушения. Это отсутствие методик выявления, учета и оценки экологического вреда, связанного с хозяйственной деятельностью. Отсутствие единого подхода к регулированию оценки экологического вреда природоохранным и природоресурсным законодательством.

- Существует проблема обеспечения реализации компенсационной функции при возмещении вреда, причиненного окружающей среде, - сказала она. - Отмечается несоответствие расчетных сумм возмещения вреда, получаемых при применении таксовых и калькуляционных методов возмещения вреда действительной стоимости уничтоженного, поврежденного природного объекта, а также реальным масштабам причиненного экологического вреда.

Алексей ШУШПАНОВ, информация будет опубликована в апрельском номере журнала "Табигат"


Поделиться новостью: