Добро пожаловать! Сегодня    Версия для слабовидящих

БАГСУ

БАГСУ ГБОУ ВО Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан
Аслаева Рахима Гильметдиновна

Аслаева Рахима Гильметдиновна

Должность: профессор кафедры дополнительного профессионального образования РЦПК ГБОУ ВО «БАГСУ»

Образование Башгосуниверситет, специальность – башкирский язык и литература, квалификация – филолог, преподаватель башкирского языка и литературы, 1982 г.

МГОПУ, специальность – Квалификация - психолог-дефектолог диагностических и коррекционно-образовательных учреждений, 1999 г.

МГПУ им. В.И. Ленина, специальность – Квалификация - преподаватель-исследователь, 1999 г.

Ученая степень – д-р пед.наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования (от 30.12.2011 г.)

Ученое звание – проф. (от 04.02.2013 г.) профессора по кафедре специальной педагогики и психологии.

Общий стаж работы – 37 лет, научно-педагогический стаж – 31 год.

Специализация (преподаваемые дисциплины в рамках программ дополнительного образования):: Логопедия, Теоретико-методологические основы коррекционного и инклюзивного образования, Психолого-педагогические основы диагностики и коррекции психических функций у детей с тяжелыми нарушениями развития, Двигательные коммуникативные, интеллектуальные и сенсорные особенности детей с тяжелыми нарушениями развития, Психолого-педагогическое сопровождение детей и др.

Повышение квалификации:

  • ФГАОУ ДПО АПК и ППРО повышение квалификации по программе «Тифлопедагогическая практика в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» при федеральном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования» (72 часа с 01.02.2016-13.02.2016. Регистрационный номер № у-742/б). 2016.
  • ФГАОУ ДПО АПК и ППРО повышение квалификации по программе «Деятельность тьюторов в условиях модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и адаптированными образовательными программами для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» при ФГАОУ ДПО АПК и ППРО (72 часа с 22 августа 2016 г. по 02 сентября 2016 г.Регистрационный номеру-1401/вн.). 2016
  • 2016 г. в ФГАОУ ДПО АПК и ППРО повышение квалификации по программе «Основы комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра» при ФГАОУ ДПО АПК и ППРО (72 часа с 21.11.2016 г. по 03.12.2016 г.Регистрационный номерУ-11121/б., 2016
  • ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».повышение квалификации по программе «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог)» (78 часа с 04 октября 2017 г. по 21 октября 2017 г. в объеме 78 часов. Регистрационный номер772404541795, 13831-ПК-2017):, 2017
  • ГБОУ ВО «БАГСУ» по программе «Нормативное правовое регулирование дополнительного профессионального образования»;
  • ГБОУ ВО «БАГСУ» по программе «Актуальные вопросы применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности», 2018
  • ГБОУ ВО «БАГСУ» по программе «Технология продаж». 2019;
  • ГБОУ ВО «БАГСУ» по программе «Психолого-педагогическое обеспечение процесса обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в высшей школе. Технология инклюзивного образования», 2019
  • ГБОУ ВО «БАГСУ» по программе «Обучение по системе А. Брайля» в объёме 24 часов. Регистрационный номер 345, 2019 г.

Сфера научных интересов: специальная психология, коррекционная высшего профессионального образования. Методология специального психолого-педагогического исследования. Нормативно-правовое сопровождение лиц с ОВЗ. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Подготовка научных кадров для системы высшего образования. Подготовка магистрантов, аспирантов, докторантов в области педагогики, психологииспециального (дефектологического) образованияпедагогика, инклюзивное образование. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста. Теория и практика

Награды: Отличник образования Республики Башкортостан, 2008 г., Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, 2008 г.

Общественная деятельность: член Научно-методического совета по дефектологии при Минобр РФ., член Учебно-методического совета по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров в РФ.

Научные публикации: имеет более 120 научных и учебно-методических работ, среди которых: 6 из них получили гриф учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров в РФ. За последние 3 года издано 37 работ научно-педагогического, учебно-методического характера.

Имеет 5 защищенных аспирантов.

  • 1. Планирование коррекционной работы в современных условиях /Аслаева Р.Г.,Мустаева Е.Р.,Сайтханова В.Я.,Туктарова Р.И., Фархутдинова Л.В.
  • 2. Планирование коррекционной работы в современных условиях /Аслаева Р.Г.,Мустаева Е.Р.,Сайтханова В.Я.,Туктарова Р.И., Фархутдинова Л.В. - Уфа, 2015.
  • 3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС/ сборник статей /под ред. Р.Г. Аслаевой, Л.В. Фархутдиновой, Уфа: Типография Феникс105 с., 2015
  • 4. Русско-английский тифлологический словарь Учебно-справочное издание // Под общей редакцией А.Р. Аслаевой. Уфа: Мир печати, сентябрь 2016. – 66 с.
  • 5. На пути к своей Звезде: биографическое повествование об уникальной личности – Венере Закировне Денискиной / авторы-составители Аслаева Р.Г., / Под общей редакцией Т.В. Сафоновой. – Уфа: Здравохранение Башкортостана, 2016. – 79 с.
  • 6. Русско-английский словарь логопедических терминов: / Под общей редакцией А.Р. Аслаевой, Е.Р. Мустаевой. – Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2016. – 32 с.
  • 7. Методические рекомендации для разработки основной образовательной программы с учетом стратегических ориентиров системы образования в области подготовки педагогов-дефектологов / Яншаева О.С. /под общей редакцией Аслаевой Р.Г. Уфа, 2017. – 54 с.
  • 8. К проблеме развития инклюзивного образования в России /Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 3 (13). С. 77-79.
  • Мультимедиатехнология сопровождения процесса обучения детей в инклюзивной школе /Бизнес. Образование. Право. 2016. № 4 (37). С. 292-295.
  • К вопросу об интерактивных технологиях обучения студентов в вузе /Бизнес. Образование. Право. 2018. № 1 (42). С. 263-266.
  • К вопросу об особенностях деятельности педагогов общего, инклюзивного и специального образования в условиях введения стандартов профессиональной деятельности./ Изд-во «Вестник Волгоградского института бизнеса» (включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий Экономика. Образование. Правонаучные работы: статьи Международных конференций
  • 12. Аслаева Р.Г., Сафонова Т.В Актуальные вопросы применения инновационных технологий в сфере специального и инклюзивного образования / Р.Г. Аслаева, Т.В. Сафонова //ст. в Междунар. научн.-метод. сб. «Проблемы специального образования». - Армения, 2017 г.
  • Аслаева Р.Г., Сафонова Т.В., Широкорад И.И. Новый аспект личностно-ориентированного подхода к отбору содержания профессионально-педагогической подготовки тифлопедагогов (на жизненном примере В.З. Денискиной), Р.Г. Аслаева, Т.В. Сафонова, И.И. Широкорад. - Армения, 2017 г.
  • 14. Аслаева Р.Г., Дусеева З.Н Сенсорная комната как развивающая среда для детей с церебральным параличом /Р.Г. Аслаева, З.Н. Дусеева //ст. Междунар. научн.-практ. конф. «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Международные Акмуллинские чтения БГПУ им. М.Акмуллы). - 2017
  • 15. Аслаева Р.Г., Култыгина Е.А. Пути реализации жизненных компетенций на уроках химии / Р.Г. Аслаева, Е.А. Култыгина //ст. Междунар. научн.-практ. конф. «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Международные Акмуллинские чтения БГПУ им. М.Акмуллы). - 2017.
  • 16. Аслаева Р.Г., Кираманова З.Б. К изучению выявления уровня сформированности знаний по предмету «Окружающий природный мир» у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития /Р.Г. Аслаева, З.Б. Кираманова //ст. Междунар. научн.-практ.конф. «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Международные Акмуллинские чтения БГПУ им. М.Акмуллы). - 2017
  • 17. Аслаева Р.Г., Султанмуратова Р.Х.Формирование жизненных компетенций на уроках геометрии у обучающихся с нарушениями зрения /Р.Г. Аслаева, Р.Х. Султанмуратова //ст. Междунар. научн.-практ. конф. «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Международные Акмуллинские чтения БГПУ им. М.Акмуллы). - 2017
  • 18. Аслаева Р.Г., Сафонова Т.В., Сунцова А.С. Исследование ориентации на личностную модель взаимодействия с детьми как структурного компонента готовности педагогов к инклюзивному образованию /в журнале «Интеграция образования», SCOPUS. Т. 23, № 1. 2019, (январь – март), стр. 50 -63, Сквозной номер выпуска – 94. DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901 Педагогическая психология ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online), Vol. 23, No. 1. 2019 (January – March) Continuous issue – 94. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ INTEGRATION OF EDUCATION, DOI: 10.15507/1991-9468 Scholarly journal / FOUNDER AND PUBLISHER: Federal StateBudgetary EducationalInstitution of Higher Education“National Research Ogarev MordoviaState University” 68/1 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Republic of Mordovia, Russia \ EDITORIAL OFFICE: 68/1 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Republic of Mordovia, Russia, Tel/Fax: +7 8342 481424 \Published since January 1996 \ Publication frequency: quarterly \ Subscription index in catalogue of agencies “Rospechat” and “MK-Periodiсa” – 46316. e-mail: inted@mail.ru, inted@adm.mrsu.ru, http://edumag.mrsu.ru.
  • 19. Аслаева Р.Г На пути к своей Звезде: биографическое повествование об уникальной личности – Венере Закировне Денискиной / авторы-составители Аслаева Р.Г., Абуталипова Э.Н. / под общей редакцией Т.В. Сафоновой. 2-е издание, исп., язык издания китайский – Китай:, 2019. – 131 с.
  • 20. Сафонова Т.В., Аслаева Р.Г., Денискина В.З. К проблеме формирования готовности педагогов к обеспечению безопасности участников инклюзивного образования при профессиональной подготовке в вузе/ Т.В. Сафонова, Р.Г. Аслаева В.З. Денискина// В сборнике матар. межд.научн.практ. конференции. «Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития» 10-11 октября 2019 года. Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. – Электронный ресурс. 2019. – 5 с.