Добро пожаловать! Сегодня    Версия для слабовидящих

БАГСУ

БАГСУ ГБОУ ВО Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан

Наставничество и электронное образование - тренды в профразвитии госслужащих

30 мая в Уфе прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих в современных условиях: состояние и перспективы».

Цель конференции — обобщение существующего опыта и выработка научно-практических рекомендаций по формированию и повышению уровня профессионализма государственных гражданских служащих в интересах совершенствования государственного и муниципального управления в современных условиях.

В работе конференции приняли участие порядка 250 человек, в том числе представители Управления Главы Республики Башкортостан по вопросам государственной службы и кадровой политике Администрации Главы Республики Башкоротстан, представители республиканских министерств и ведомств, сотрудники кадровых служб городов и районов республики, представители научного сообщества и магистранты БАГСУ и БашГУ.

Внедрение института наставничества на государственной и муниципальной службе, а также использование электронного образования признаны эффективными способами решения существующих проблем в системе профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих. Такой тезис звучал в докладах многих спикеров на Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих в современных условиях: состояние и перспективы».

Как отметил на пленарном заседании конференции, ректор БАГСУ Ильгиз Раянович Кызыргулов, одним из препятствий, стоящим на пути к непрерывному обучению государственных и муниципальных служащих, - это нежелание руководителей направлять на обучение своих специалистов на учебу и отрывать их от работы, зачастую на курсы повышения квалификации направляют наименее перспективных сотрудников. Следующий тормозящий фактор - финансирование обучения государственных и муниципальных служащих формируется по остаточному принципу. «В связи с текущей экономической ситуацией существует тенденция к снижению затрат на аппарат государственных и муниципальных служащих, хотя нельзя забывать о том, что от их деятельности и профессионализма зависит эффективность управления», - подчеркнул ректор. – «Кроме того, образовательные программы не воспринимаются как способ повышения эффективности служащих, требование о повышении квалификации не реже, чем 1 раз в 3 года трактуется формально и на практике не всегда выполняется, тем более и эта норма уже снята. Эти и другие проблемы существуют как на федеральном, так и на региональном уровне. Индикаторами которого является количество государственных гражданских и муниципальных служащих, прошедших обучение в последние годы».

Адекватным ответом на указанные вызовы явилось принятие Указа Президента Российской Федерации «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы», а также плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы.

В соответствии с Указом Президента РФ и «дорожной картой» был принят Указ Главы РБ «Об утверждении Программы совершенствования кадровой политики, развития государственной гражданской и муниципальной службы Республики Башкортостан на 2017 - 2022 годы». В соответствии с данным Указом, Глава РБ перед Академией поставил ряд задач, одна из которых - подготовка профилей компетенций для государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы. Академией в общей сложности было выделено 29 компетенций в зависимости от предметных знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей, профессиональных и личностных качеств и знаний и умений в области технологий управления и стратегического планирования.

Также была поставлена задача расширить практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации мероприятий профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих. Электронное обучение позволит частично разрешить эти проблемы и добиться массовости обучения государственных и муниципальных служащих, поскольку такой формат не предполагает отрыва от работы, и стоят эти курсы дешевле.

Для самостоятельного профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих в Башкирской академии государственной службы и управления был создан единый специализированный информационный ресурс – Портал электронного обучения государственных гражданских и муниципальных служащих. Эта площадка в автоматическом режиме (при входном тестировании) определяет те компетенции, которые не освоены слушателями в настоящее время. По результатам входного теста портал формирует индивидуальную траекторию обучения. Эта электронная площадка академии упрощает также и процесс планирования обучения гражданских и муниципальных служащих республики. В модуле «Планирование» можно запланировать обучение служащих на предстоящий год или составить заявку на разработку новой программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Также система позволяет определять достоверную оценку качества обучения и уровня знаний. В модуле «Анкетирование» слушатель сможет оценить с позиций эффективности и качества каждый модуль, программу и преподавателей.

Ильгиз Раянович отметил, что необходимо и дальше развивать практику электронного обучения. «Совет по развитию электронного образования, который прошел 24 октября 2017 года, еще раз подтвердил актуальность данного направления. В ходе данного Совета поднимался вопрос о широком комплексе взаимосвязанных мероприятий, которые будут проведены для совершенствования компетенций чиновников. В первую очередь, это внедрение в практику обучения новых форм профессионального развития, изменения принципов организации процесса образования, расширение практики применения электронного и дистанционного обучения, а также создание условий для повышения компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих», - напомнил руководитель вуза.

Приглашенным спикером на конференции был директор Санкт-Петербургского межрегионального ресурсного центра Дьячков Тимур Вячеславович. Отметим, что уже более 10 лет центр работает в сфере подготовки резерва управленческих кадров, проводит конференции, семинары, курсы, тренинги для управленцев и специалистов из государственной сферы и бизнеса, центр является признанным лидером в России по разработке и организации электронного обучения в секторе государственной и муниципальной службы. Более 93 % государственных служащих Санкт-Петербурга учатся именно в этом центре.

Тимур Вячеславович подробно рассказал о практике применения на государственной службе такой перспективной эффективной кадровой технологии, как наставничество.

- В топ новостей кадровых служб государственных органов власти выходит тема наставничества. Фактор мотивации для внедрения этого инструмента – попытка решения проблем при передачи знаний от «возрастных» сотрудников к более молодым. Исследования показывают, что только 9 процентов госслужащих готовы делиться своими знаниями с коллегами. 70 процентов – не готовы, оставшаяся часть – колеблется. Сегодня применяются электронные доски почета для наставников, которые все же не побоялись рассказывать свои «премудрости» молодежи. Наставники – это особая каста сотрудников. Они не являются обладателями какого-то особенного знания, опыта, навыков. Речь идет об особенностях их мотивации в деятельности. Как правило, наставники имеют ярко выраженную внутреннюю потребность в признании. Это люди, которые ищут признания среди своих коллег.

Неправильно думать о том, что наставничество – это возвращение в советское прошлое. К примеру, в Санкт-Петербурге широко применяется электронное наставничество - уникальная образовательная программа для специалистов, поступающих на работу в органы исполнительной власти, совмещающая электронное обучение и наставничество. Курс электронного наставничества помогает новичкам в системе госслужбы быстро адаптироваться на новом месте и усовершенствовать необходимые базовые компетенции. Электронное наставничество включает ряд дистанционных образовательных программ, охватывающих темы прав и обязанностей госслужащего, структуры органов власти, делопроизводства и делового письма, вплоть до «экзотики» - это навыки управлениям эмоциональным интеллектом и управление изменениями, временем и . Отдельное место в курсе занимают вопросы рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, противодействия коррупции и многие другие. Каждый из курсов госслужащий может пройти как на работе, так и дома в любое удобное время. Специалисты кадровых служб органов власти могут контролировать прохождение наставничества и его результаты.

Существует еще одна интересный инструмент работы с новичками на государственной службе – формирование на внутренних учебных порталах, на страницах сайтов органов государственной службы методических материалов или «базы знаний» содержащих «подсказки» и разъяснения для новичков по их профессиональной деятельности, сведения о структуре организации, о ее целях и задачах, функциях.

На государственной службе также практикуются обучающие программы введения в должность, системы внутреннего обучения в организациях, внутренние обучающие мероприятия.

Участники конференции получили новые знания и умения в области развития профессиональных и личностных качеств государственных гражданских и муниципальных служащих, а также персонала организаций.

В рамках конференции для руководителей и работников кадровых служб Администрация Главы РБ совместно с БАГСУ проведели учебно-методический семинар для работников кадровых служб, в рамках которого были проведены мастер-классы «Современные технологии оценки кадров государственной гражданской и муниципальной службы», «Технологии эффективного HR интервью в кадровой работе органов государственного и муниципального управления». Также на семинаре обсуждались изменения в законодательстве о государственной гражданской и муниципальной службе, типовые недостатки в кадровой работе.

Сюжет на БСТ (башкирский язык)

Сюжет на БСТ

Обзор фото

Поделиться новостью: