Добро пожаловать! Сегодня    Версия для слабовидящих

БАГСУ

БАГСУ ГБОУ ВО Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан

Уфа приняла участников международной научно-практической конференции

18-19 октября 2016 года в Уфе состоялась Международная научно-практическая конференция «Статус женщины-мусульманки в поликонфессиональном обществе: история и современность». проведение форума стало очередным результатом сотрудничества Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан и Филиала Фонда Розы Люксембург в Российской Федерации. Программа мероприятия закрепляла уже ставший традиционным двухдневный формат четырёх последовательных круглых столов. На этот раз конференц-зал гостиницы «Агидель» объединил востоковедов и религиоведов из Уфа, Москвы, Пензы, Грозного, Ростова-на-Дону, Казани, а также гостей из Узбекистана, Казахстана и Объединённых Арабских Эмиратов.

Открытие конференции традиционно сопровождалось приветственными словами организаторов конференции. Первой слово взяла и.о. ректора Башкирской академии государственной службы и управления Колобова Гузель Анисовна. Высказав пожелания плодотворной работы, она отметила, что выбранная тематика является особенно актуальной для Республики Башкортостан, поскольку регион является частью мусульманского мира. Фролова Ирина Васильевна, и.о. проректора по научной работе, поделилась радостью очередной встречи с коллегами из научных организаций города Уфы, с которыми в разные годы совместно реализовывались многие исследовательские проекты, а также с партнёрами из других регионов и зарубежных стран, отметив, что, благодаря подобным встречам, появляются друзья, с которыми впоследствии связываются долгие годы творческой деятельности. «Восточный вопрос не раз поднимался в тематике конференций, проводимых БАГСУ, а поддержка заявки со стороны российского филиала Фонда Розы Люксембург стала приятным продолжением сотрудничества и проявлением нового кредита доверия академии, особенно в непростое время сужения социально-гуманитарной тематики в российском научном дискурсе», - отметила Ирина Васильевна. Директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Кагарлицкий Борис Юльевич поблагодарил за возможность вновь выступать в Уфе, выразив надежду, что уровень научной и теоретической дискуссии будет продолжать возрастать по мере углубления сотрудничества между БАГСУ и ИГСО.

Модератор первого круглого стола «Теоретические и исторические аспекты эволюции социально-правового статуса женщины в исламском обществе» Газизова Лира Ильдусовна открыла работу конференции, предоставив возможность доктору философских наук Фроловой Ирине Васильевне презентовать выступление на тему: «Особенности понимания «равенства полов» в западном и исламском обществе: гендерный анализ». В нём Ирина Васильевна высказала несогласие с распространённым стереотипом о том, что женщина в исламе находится a priori в неравном положении по отношению к мужчине, поскольку с приходом данного религиозного течения положение женщины значительно улучшилось. Широкое распространение мнения о дискриминации восточной женщины докладчик связывает с незнанием мусульманских традиций и экстраполяцией собственных морально-этических ценностей на общества с другой культурой.

Работу круглого стола продолжил кандидат политических наук Кагарлицкий Борис Юльевич с докладом «Модернизационные реформы XX века и проблема эмансипации женщин Востока». Он отметил, что проблема неравноправия женщин существовала на большей части истории всех известных нам обществ Запада и Востока, а вопрос женской эмансипации встал примерно одновременно в обоих обществах (с 50-х годов XIX века). Помимо этого, важным моментом его выступления стал тезис о том, что в период колониализма западные страны старались сохранить традиционный уклад местных народов и не навязывать собственные ценности, проводили политику мягкой эмансипации, в то время, как завоёванные народы сами стремились перенять западные ценности для эффективного противостояния им.

Заведующая кафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета кандидат философских наук Очкина Анна Владимировна в своём выступлении «Модернизация и традиции в гендерных отношениях: причины конфликтов и возможности согласования» сосредоточила внимание на возможности использования традиционного подхода к гендерным отношениям, статусу женщины в семье при реализации ценностей эмансипации. При этом, эмансипация рассматривается ею не как отказ от семейных обязательств и от деторождения, а как логичное следствие человеческого развития, распространения ценностей индивидуальной свободы на женщин, в то время, как полный отказ от традиций ведёт к культурному разрыву. Анна Владимировна отмечает, что особенность России заключается в том, что девочки воспитываются в абсолютно модернизационных ценностях, а мальчики – в смягчённых традиционных. К тому же, наличие «института бабушки», когда женщина старшего возраста берёт на себя часть функций по воспитанию ребёнка, освобождает своей дочери время для реализации модернизационных практик.

Вторую часть круглого стола открывал доклад «Исламский брак в разных мазхабах: теория и реалии» публициста-блогера, члена редколлегии журнала «Мусульманка», главного редактор проекта «Михвар. Ось Сопротивления» Ежовой Фатимы (г. Москва). Эксперт остановилась на трактовках обрядов замужества в различных исламских течениях, принудительном браке, процедуре аннулировании брака, возможности женщины выдавать себя замуж самостоятельно. К примеру, в исламе полигамный брак не считается проявлением дискриминации, а является поощряемой практикой, поскольку он даёт право каждой женщине обрести статус жены в обществе, где мужчин количественно меньше. Брачную тематику продолжила Шадманова Санобар Базарбаевна (Ташкент, Узбекистан), ведущий научный сотрудник отдела истории Узбекистана второй половины XIX – начала XX веков (до 1917) Института Истории АН Республики Узбекистан, доктор исторических наук. Тема её выступления: «Процесс развода: правовой статус женщины-мусульманки Туркестана (конец XIX – начало XX вв.)». Санобар Базарбаевна привела развёрнутый анализ исторических публицистических и архивных источников, раскрывающих причины разводов на рубеже веков. Среди основных задокументированных причин развода по шариату: нанесение беспричинных побоев супруге, заключение второго брака без разрешения первой жены, лишение средств к существованию супруги более, чем на 6 месяцев, перемещение жены мужем на дальнее расстояние (более 3 дней пути), импотенция мужа и т.д. К вопросам современного статуса женщины обратилась заведующая кафедрой регионоведения и международных отношений университета «Туран», кандидат философских наук Калпетходжаева Сайяра Каджимухаметовна (Алматы, Казахстан). В своём выступлении «Проблемы интеграции женщин в хиджабе в современное казахстанское общество» ею был сделан акцент, что после семи десятилетий воинствующего атеизма в СССР общество неоднозначно относится к женщинам в хиджабе. Сайяра Каджимухаметовна провела собственное социологическое исследование, показавшее следующие результаты: более 70% казахстанцев высказали положительное отношение, из них 37% респондентов назвали естественным ношение хиджаба для женщины.

Программу второго круглого стола «Интеграция женщин-мусульманок в современное поликонфессиональное общество», модератором которого выступил Кагарлицкий Борис Юльевич, открыл заведующий кафедрой политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, доктор философских наук, профессор Дорожкин Юрий Николаевич, тема: «Положение женщины-мусульманки в современном поликонфессиональном обществе: факторы актуализации проблемы и пути ее решения». Юрий Николаевич отмечает, что институт гражданственности уравнивает женщин в правах и гражданском статусе, несмотря на религиозные предпочтения. Однако увеличение доли женщин-мусульманок в поликонфессиональном мире, их адаптация и статус мигрантов обострили проблему их поведения и положения в западном мире, а также различные фобии (в том числе и в России). В качестве путей стабилизации ситуации спикер предложил сохранение мирной ситуации, развитие экономики и социальных лифтов в странах с высоким уровнем эмиграции. В качестве другого важного фактора Юрий Николаевич назвал невмешательство во внутреннее социальное и политическое устройство мусульманских стран. Третье направление – борьба с терроризмом.

Тематику круглого стола продолжила Хабибуллина Зиля Рашитовна научный сотрудник отдела религиоведения Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН, кандидат исторических наук. В докладе «Женский хадж: условия совершения и положение хаджии в современном обществе (на примере поликонфессионального Башкортостана)» Зиля Рашитовна отметила, что женский хадж в республике ежегодно растёт (средний возраст женщин 55-60 лет), мусульманки испытывают от своего путешествия восторг, рассказывают о нём со слезами на глазах. Более того, совершение хаджа повышает статус женщины в её окружении. Небольшим ренессансом тематики предыдущего круглого стола стал доклад «Женщина-мусульманка в Оренбургской губернии России: между практиками традиции и ислама» Шаяхметова Фидаиля Фанилевича, доцента кафедры зарубежной истории исторического факультета Башкирского государственного университета, кандидата исторических наук. Этнический состав мусульман Оренбургской губернии представляли в большей степени башкиры, реже – татары. Распространение и вербовка православных в ислам в Российской империи достаточно жестоко карались со стороны властей, вплоть до смертной казни. После ряда крупных антиправительственных выступлений правительство Екатерины II вынуждено было пойти на смягчение своей религиозной политики. Было создано Духовное управление мусульман России, служители стали получать жалование. С тех пор на территории Оренбургской губернии существовало 3 правовые системы: нормы традиционного права, нормы шариата и государственного права России.

Опытом многолетней работы в освещении жизни иранских мусульман поделилась журналист, член Международной федерации журналистов, ответственный секретарь журнала «Ирано-Славика» Соболева Аида Сергеевна. Говоря об образе женщины-мусульманки в российском информационном пространстве, Аида Сергеевна отмечает, что с распадом СССР он избавился от строгого идеологических и антирелигиозного окрасов. Государство поддерживало культурную и просветительскую деятельность мусульман, но с наступлением кризиса резко сократило практически все расходы на информационные передачи об исламе. В данный момент они сохраняются на региональных каналах, в собственной исламской прессе, в пространстве интернета и социальных сетях. Завершил работу круглого стола спич «Система ценностей ислама глазами современной западной женщины» уроженки Великобритании, этнической ирландки Марии Камар (МакКена), которая вышла замуж за гражданина ОАЭ и приняла ислам. В детстве она была католиком по происхождению, однако не слишком придерживалась установленных религиозных норм. В сознательном возрасте она обнаружила в исламе подходящий ей жизненный путь и приняла его. Госпожа Камар считает, что в исламе можно обнаружить ответы на все жизненные вопросы, вместе с тем он достаточно пацифичный и уважительный к женщине. Вместе с тем, она считает, что профессиональная и внутрисемейная реализация имеют одинаковое значение. Мария привела ряд примеров, когда стремление женщин носить хиджаб пресекалось самими мужьями, несмотря на распространённый стереотип, что именно мужчина является инициатором насаживания традиционных ценностей.

Второй день конференции начался работой третьего круглого стола «Образование, карьера и политическое участие женщин-мусульманок в управлении» под модерацией Юнусовой Айслу Билаловны. Право дебютного выступления получил директор Исследовательского института международного и регионального сотрудничества Казахстано-немецкого университета, доктор исторических наук, заслуженный дипломатический работник Республики Казахстан Султанов Булат Клычбаевич. Говоря о гендерной политики в Казахстане, Булат Клычбаевич отмечает снижение социальной поддержки материнства и государственного финансирования здравоохранения в связи с наступлением «тихого капитализма» после распада СССР. Вместе с тем, с 2000-х годов материальное и социальное положение женщин в республике растёт, государство уделяет несравнимо большее внимание гендерной политике, нежели в 90-е годы. Врио директора Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН, доктор политических наук Мухаметзянова-Дуггал Регина Массаровна презентовала собственное исследование «Положение женщин-мусульманок в современном индийском обществе». В ходе выступления она неоднократно отмечала, что социальное положение мусульман в Индии намного уступает представителям других религиозных групп в стране. К примеру, более 60% мусульман в городах остаются неграмотными, лишь 7,4% мусульманских детей учатся в медресе.

На гендерных и религиозных факторах развития демократии в транзитарных обществах остановил своё внимание профессор кафедры политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, кандидат исторических наук Лаврентьев Сергей Николаевич. Процесс перехода от советской системы сопровождался «размораживанием» ислама, открытием мечетей, возрождением традиций, введением религиозных праздников. Тайную память о традициях в советское время Сергей Николаевич иллюстрирует на примере захоронений. Несмотря на отсутствие на надгробных плитах какого-либо религиозного упоминания или даже наличие атрибутов советского времени, могилы умерших мусульман всё равно «смотрели» на восток. Многие текущие проблемы ислама профессор связывает с низким уровнем мусульманского образования у религиозных деятелей, их отходом от традиционных морально-этических норм.

Профессор кафедры философии и политологии Башкирского государственного университета, доктор философских наук Лукманова Рушана Хусаиновна затронула аспекты построения политической карьеры женщины-мусульманки. Рушана Хусаиновна придерживается мнения, что для политической карьеры мусульманки в современном мире снимаются все преграды даже в традиционных обществах. Правильная расстановка приоритетов, распределение обязанностей в семье, распределение времени и ресурсов позволяют выстраивать успешную карьеру женщине даже при наличии нескольких детей или иных социальных обязательств. Анализ роли образования как основного фактора включения женщины в общественную жизнь в начале XX века представила заведующая научно-редакционным отделом Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан Давлетшина Лилия Шамилевна. В поле её зрения попали основные возможности для девочек получить начальное, среднее и высшее образование в последние десятилетия существования Российской империи. Сравнительный анализ управленческой деятельности женщин-мусульманок в ретроспективе представила студентка исторического факультета Чеченского государственного университета, общественный активист по правам молодежи Джамалдаева Рассмия Руслановна (г. Грозный).

Модератором заключительного круглого стола «Мусульманская женщина в условиях глобальных вызовов международного терроризма, войн, насилия» выступил Султанов Булат Клычбаевич. В ходе работы было заслушано пять выступлений, первым из которых стал доклад заведующего отделом исламских исследований Института стран СНГ (Института диаспоры и интеграции) Сафаргалеева Ильдара Фаатовича «Позитивная роль Тасаввуфа в противодействии псевдорелигиозному экстремизму среди мусульманок». Главный научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН, доктор исторических наук, профессор Юнусова Айслу Билаловна представила развернутый анализ феномена женской активности в рядах экстремистских сообществ. Среди факторов радикализации исламских женщин Айслу Билаловна выделяет: социальную неудовлетворённость (нарушение её прав, гендерное неравенство, бедность, насилие), духовную неудовлетворённость, активную пропаганду по вовлечению в радикальные сообщества, героизацию и романтизацию терроризма в медийном и кинематографическом пространствах, чувство мести за погибших близких людей и др.

Завершали программу конференции выступления президента Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие», кандидат политических наук Сиражудиновой Саиды Валерьевны (г. Ростов-на-Дону) «Женщины Северного Кавказа: вызовы и проблемы (Женское обрезание в Республике Дагестан)» и аспиранта кафедры философии и политологии Башкирского государственного университета Сиразетдиновой Миляуши Фаритовны «Образ женщины-мусульманки и манипуляция сознанием». Саида Валерьевна основное внимание уделила резонансной в последнее время проблеме женского обрезания, отметив, что оно имеет очень незначительное распространение в современном Дагестане и мало известно большинству жительниц республики. Вместе с тем, там, где оно существует, процедура проводится зачастую в антисанитарных условиях пожилыми бабушками и может грозить значительным ущербом физическому и психологическому здоровью девушек. Миляуша Фаритовна делала в своём выступлении акцент на опасности воздействия различных техник манипуляции сознанием по формированию негативного образа мусульманской женщины.

Подводя итоги конференции, и.о. проректора по научной работе БАГСУ Фролова Ирина Васильевна в очередной раз выразила благодарность организаторам и идейным вдохновителям конференции, российскому филиалу Фонда Розы Люксембург за оказываемую поддержку, а также всем участникам конференции, благодаря активной работе которых удалось сформировать стереоскопическую картину образа женщины-мусульманки в поликонфессиональном сообществе как в прошлом, так и в настоящем.

Младший научный сотрудник Научно-исследовательского и информационного центра БАГСУ Шаяхметов Арсен Маратович

Обзор фотографий