Добро пожаловать! Сегодня    Версия для слабовидящих

БАГСУ

БАГСУ ГБОУ ВО Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан

Совещание представителей гуманитарных факультетов вузов России

В Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова 6 июня 2016 года состоялось расширенное совещание представителей гуманитарных факультетов вузов России «О совершенствовании системы оценки деятельности профессорско-преподавательского состава и научных работников», в котором приняла участие и.о. проректора по научной работе, доктор философских наук, профессор Ирина Васильевна Фролова.

На совещании выступили представители ведущих учебных заведений – Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Новосибирского государственного университета, Российского государственного гуманитарного университета и др., а также Института философии РАН. Многие коллеги-гуманитарии осенью 2015 года участвовали в VII Российском философском конгрессе, который проходил в Уфе на базе вузов и академических учреждений, и, в частности, на площадке Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан.

После обсуждения докладов собравшиеся пришли к выводу о неудовлетворительности механизмов, предлагаемых в настоящее время для оценки научной деятельности и необходимости их пересмотра в кратчайшие сроки. Оценка качества труда ученых-гуманитариев должна производиться на основе сочетания разнообразных наукометрических подходов, с одной стороны, и независимой экспертизы, - с другой. Собравшиеся признали несомненную полезность наукометрических показателей как индикаторов и ориентиров, необходимых при экспертной оценке научной деятельности, но отметили, что внедрение количественных показателей в вузах и научно-исследовательских институтах (количество публикаций и цитирований, импакт-фактор, индекс Хирша и др.) сопровождается недостаточным знакомством с мировым опытом в этом вопросе, опытом таких ключевых стран, как США, Великобритания, Франция и Германия.

В России неоптимальное управление наукой, без учета мнения широкого круга компетентных специалистов из разных научных дисциплин, привело к тому, что опыт применения наукометрических подходов в отдельных общественных науках (прежде всего, в экономике) был некритически распространён на все общественные и гуманитарные науки. Вместо получения научных результатов, целью был объявлен рост количественных показателей, с помощью которых стремятся измерить эффективность финансовых вложений в сферу науки и образования. Управленческие технологии американских бизнес-школ, основанные на количественных критериях проверки эффективности, перенесены в область науки и образования в целом, без учета специфики различных научных дисциплин. В то же время, при общем сокращении средств, выделяемых на образование, усиливается контроль за образовательными учреждениями. Университеты теряют свою автономность, профессора превращаются в чиновников, чья деятельность жестко регламентирована. В результате растет бюрократизация научного и образовательного процессов, ученые и преподаватели погребены под лавиной отчетной документации и все меньше думают о собственно научных исследованиях, тем более о качественном преподавании. Погоня за рейтингом зачастую приводит к выхолащиванию собственно научного знания, подмене поиска научной истины стремлением к соответствию формальным критериям.

По итогам совещания была принята резолюция, которая после доработки будет направлена в Минобрнауки России. Участники совещания пришли к солидарному выводу о том, что лишь свобода научного творчества может обеспечить эффективность научных исследований и развитие на их основе фундаментального образования.

И.о. проректора по научной работе И.В.Фролова